Про любовь и ментальные карты

img-2017-03-19-12-00-53

Я люблю ментальные карты. Люблю их давно, нежно и трепетно. Они лаконичны, понятны и даже иногда красивы. Их не нужно водить в рестораны, поить мартини и танцевать с ними в клубе всю ночь напролет. Они помогают работать, не требуя ничего взамен. Идеально.

Мы познакомились в 2011 году, зимой. Первое свидание было, как и полагается, настороженным и не сильно впечатляющим: что это такое вообще, и зачем мне все эти линии, схемы, стрелки, значки. Я ж копирайтер и писец, мне ворд и блокнот — лучшие друзья! Любовь пришла чуть позже…

Это всё, конечно, лирика, которая хоть и имеет отношение к этой статье, но пока не дает никакой практической пользы. Окей, давайте о полезном

Чем могут быть полезны майндмапы для нас, людей пишущих? Что это такое вообще?

Здравствуйте, я ваша карта.

Википедия говорит нам, что  ментальная карта (или интеллект-карта) это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Проще говоря, рисуя такую ментальную карту, вы раскладываете свои мысли на бумагу и выстраиваете связи между ними. Визуализируете работу. В результате получается что-то вроде древа: одна основная идея и несколько ветвей, отходящих от нее, а также связи между этими идеями.

Чтобы было нагляднее, покажу вам примерную ментальную карту, чтоб вы имели представление, о чем вообще речь.

CDMap1

Красота? А то! Но пока не совсем понятно, зачем это может пригодиться копирайтеру и почему я их так нежно и трепетно люблю.

Структурирую информацию

Ментальные карты — прекрасное средство для того, чтобы визуально структурировать имеющуюся информацию: разложить по полочкам проект, составить схему будущей статьи или серии статей и прочих текстовых материалов.

Ставлю задачи, рисую проект

Одна из главных задач, для которой, собственно и разрабатывались программы построения ментальных карт — работа над проектами. С их помощью можно даже ставить задачи сотрудникам:

проект

Ментальная карта, например, отлично поможет составить план контент-стратегии, план продвижения вашего блога или аккаунта. С помощью ментальной карты можно создать даже план захвата мира, в конце концов. Тут всё зависит от размеров ваших планов.

В большинстве таких программ, предусмотрен экспорт готовых карт в формат, который поддерживают программы управления проектами. Я пробовал ради интереса, в результате получается вполне красивая диаграмма Ганта. Но так как я не проект-менеджер, мне оно пока не пригождалось. Но для других, менее глобальных вещей, ментальные карты я использую постоянно.

Анализирую сайт, готовлю тексты

Более близкая нам, копирайтерам, ниша для использования майндмапов — анализ и работа над текстами для сайта.

для сайта

Это примерная, классическая схема небольшого сайта какой-нибудь компании, которая заказала у вас тексты для его заполнения. Быстренько накидав такой майндмап, я уже понимаю какой объем работы нужно сделать, какие тексты в какой раздел добавить. Писатели seo-текстов могут сразу же добавить в субтопики списки ключевых слов и фраз для каждого раздела и подраздела — я тоже так делаю. Естественно, никто не запрещает делать какие-то наброски, черновики и пометки прямо на схеме — функционал даже самых простых программ ментальных карт это позволяет.

Очень помогает такая карта, если клиент заказал у вас не только написание текстов, но еще и аудит контента и попросил сделать рекомендации. Здесь, прямо в субтопиках, можно и писать то, что вы планируете рекомендовать, свои замечания и предложения. Это уже самый настоящий проект, о котором было написано выше.

Пишу текст, рисую скелет

Статья — тоже проект, и, как и любой проект, статью надо планировать. Если только вы не собираетесь написать бесполезный набор букв. Ментальная карта для меня — идеальный инструмент для составления плана статьи любого размера. Это тот самый «скелет», на который я потом наращиваю текстовое «мясо». Конечно, для заметки в 500 символов особого скелетирования чаще всего не требуется, но даже для текста «о компании» план необходим.

Вот, например, часть ментальной карты, которую я приготовил для этой статьи.

для статьи про майндмапы 2

Здесь четко видна структура: вступление, разделы и заключение. Субтопики поясняют, о чем я буду писать в каждом разделе, и дробят будущую статью на более мелкие блоки. Это могут быть просто пометки, а могут быть целые куски текста. Ничто не мешает собрать статью прямо здесь.

Естественно, топики и субтопики можно легко менять местами, добавлять новые и удалять старые, прикидывать, как будет выглядеть статья после изменений. И никаких зачеркиваний. Конечно, блокнот и карандаш выкидывать не стоит, но итоговый вариант в виде ментальной карты будет выглядеть гораздо понятнее почеркушек.

Еще один плюс ментальной карты — ее вполне можно отправить вашему заказчику или редактору в качестве синопсиса будущего материала.

Штурмуем, анализируем, ищем

Интеллект-карты — замечательный инструмент не только для структурирования, но и для анализа и мозгового штурма. Раскладывая имеющуюся информацию по полчкам, я понимаю, достаточно ли нам ее, или чего-то не хватает.

Хорошая программа для работы с интеллект-картами обязательно имеет функцию брейнсторминга. Здесь я собираю в кучу всё, что можно сказать о нашем продукте. Просто записываю мысли, идеи, всё, что приходит в голову. Отсортирую позже.

bs111

Вторым этапом группирую все эти свойства нашего товара или услуги в отдельные категории:

bs112

Дальше всё это уже оформляется в виде карты, добавляются какие-то дополнительные пункты и подпункты, которые вспомнились в процессе построения, выделяю важное цветом или еще как-то.

bs113

В результате такого визуального анализа появляются и новые идеи, и новые вопросы. Их тоже надо вносить на карту, искать их места в общей схеме, определять связи.

Итог — то самое УТП для будущего текста, который будет работать и приносить пользу и прибыль заказчику.

Чем пилить и чем копать?

Софта для построения ментальных карт существует великое множество. Мне повезло, и у меня есть кошерный и легальный дистрибутив Concept Draw Office, правда не самой последней версии, но вполне годный для моих задач.

Что делать тем, кому повезло не так как мне?

Майндмапы онлайн

Естественно, существует море онлайновых программ для составления карт интеллекта или ментальных карт. По запросу «ментальные карты онлайн» Яндекс выдает более 87 миллионов ссылок на платные и бесплатные сервисы. Например, Coggle или Bubble, которые позволяют строить приличные и красивые карты. Интересен и сервис wisemapping.com, где можно работать как на сайте, а можно скачать исходный код программы и установить ее на своем веб-сервере.

Пакеты с картами

Про пакет Concept Draw Office я уже сказал — это действительно мощный пакет, не только для составления ментальных карт, но и для проектирования и прототипирования. Если очень хотите работать с ментальными картами, делать прототипы, работать с проектами, и у вас есть деньги — непременно покупайте.

Еще одно кроссплатформенное приложение — программа XMind. Программа платна, но есть сильно урезанная бесплатная версия. В базовой версии умеет делать всё то же самое, что и Concept Draw Office, плюс отлично взаимодействует с программами Microsoft Office, Evernote и имеет собственное облако. Я пробовал работать и в этой программе, но как-то она мне «не пошла». Может быть, вам понравится больше.

И еще немного о любви и картах

В общем-то, это всё, что я хотел коротенько рассказать о ментальных картах, и зачем они нам, копирайтерам, могут пригодиться. В принципе, можно составлять ментальные карты и на бумаге, ручкой или карандашом в блокноте или рабочей тетради, не используя никаких программ. Я даже лично знаю одного человека, который все свои записки и заметки делает в виде ментальных карт, настолько он в них влюблен. Даже список покупок для похода в супермаркет тоже рисует в виде карты.

Я не призываю вас немедленно влюбиться в майндмапы и срочно использовать их по назначению и не только. Я предлагаю потрогать, попробовать… Вдруг это окажется любовь на всю жизнь?

 

Об авторе basilioff

копирайтер, блогер, интернет-писец
Запись опубликована в рубрике Трудовыебудни, польза дела. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

